![]() |
Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник ГатчинаЛето-осень 2007 год.
Мраморные статуи работы Джованни Маркиори «Бдительность», «Мир» и Джованни Мария Морлайтера «Война», «Благоразумие», выполненные из белого Каррарского мрамора, были заказаны в Венеции русским посланником в Вене Д.М.Голициным по именному указу Екатерины II от 19 октября 1764 г. для дачи в Ораниенбауме. Но когда статуи прибыли в Россию в 1766 году, они были проданы графу Г.Г.Орлову. Статуи украшали главный фасад дворца уже при первом его владельце. В 1798 г. их реставрирует скульптор И.П.Прокофьев; в 1854 – мраморщик Семенов; в 1887г. – крестьянин-реставратор И.М.Захаржевский; в 1913 году - скульптор А.М.Денисов; в 1939 фигуры «Бдительность» («Осторожность») и «Война» Маркиори г. реставрировали скульпторы Нечаев и З.Г.Грихин; после войны реставрацию проводил скульптор И.В.Крестовский.
![]() ![]() ![]()
Скульптуры сфинксов, выполненные из известняка, появились в Собственном садике не позднее 1794 года. Считается, что они созданы еще при первом владельце Григории Орлове и появились в Собственном садике одновременно с его закладкой. Первая реставрация проводилась в июне 1828 года. В годы войны 1941-1945 сфинксы оставались на своих местах, их укрыли только щитами и они пострадали. После войны их реставрировал И.В.Крестовский.
![]() ![]()
Поверхность скульптур до реставрации загрязнена, присутствует биологическое поражение камня (особенно выражено на поверхности скульптуры «Война»). Видны мелкие сколы, докампоновки прежних реставраций, отломаны отдельные элементы скульптурных композиций, такие как левый рог и ухо у оленя у аллегории «Благоразумие», пальцы на левой руке у «Войны», пальцы и фигурный камень на лапе цапли из композиции «Бдительность» и т.д.
![]() ![]()
Поверхность известняка сильно выщерблена, с повсеместными мелкими осыпями зерен камня. Видны следы прежних реставраций, утратившие эстетический вид. Разрушена нижняя кладка из кирпича и цемента под постаментом.
![]() ![]()
В ходе реставрационных работ поверхности скульптур расчищены, обработаны биоцидными препаратами. Утраченные фрагменты были восстановлены из материалов по свойствам близким к оригиналам, сохранившиеся в музее элементы установлены по месту, небольшие сколы восполнены методом мастиковки. На завершающей стадии на поверхности памятников было нанесено защитное покрытие.
![]() ![]() |
![]() |
|
![]() |